Главная / Библиотека / Статьи / Отлучки и ГВ: кого и от чего отлучаем

Отлучки и ГВ: кого и от чего отлучаем

«Отлучки» - магическое слово, в последние годы вызывающее особенный интерес среди современных кормящих грудью мам.

Что же это такое и «с чем это едят»? Эксперты журнала «ТЕРРИТОРИЯ МАТЕРИНСТВА» пробуют прояснить этот вопрос.

Предлагаем сначала разобраться с определением.

Под отлучками мы понимаем уход мамы из дома на время различной длительности, при этом ребенок остается дома под присмотром другого взрослого.

Важно также обозначить, что необходимость отлучаться может возникать у мамы в различном возрасте ребенка. И в каждом из возрастов выход мамы можно организовать максимально гармонично с интересами и потребностями ребенка.

Возраст и начало отлучек

Для любого  маленького ребенка разлука с мамой надолго – это стресс, который каждый ребенок переживает и выражает по своему.

В своих исследованиях английский психолог Д. Магагна пришла к выводу, что без контакта с матерью ребенок направляет все свои ресурсы на преодоление чувства эмоционального дискомфорта и защиту от тревоги, и ребенок компенсирует это несколькими способами:

  1. Разрядка за счет увеличения подвижности ребенка. На вопрос мамы, как себя чувствовал ребенок часто следует ответ, что все было в полном порядке, ребенок без устали носился и играл.
  2. Наоборот, угнетение двигательной активности ("затаивание"). Ребенок даже слишком тихо сидит не проявляя признаков эмоциональности ("даже не плакал").
  3. Аутостимуляция(или "поиск замены соска", увеличение сосательной активности). Няня отмечает, что ребенок все время сосал пальчик.

Наиболее оптимальный возраст ребенка для начала отлучек мамы -  8-9 месяцев. Коррекция взаимоотношений в паре "мать-ребенок" с использованием предложенной методики может понадобиться и быть эффективной до 3-4 лет, если есть проблемы с тем, как ребенок воспринимает уход мамы из дома куда-либо.

Успешность прохождения этапа отлучек напрямую зависит, насколько удалось сформировать доверие к ребенка к матери и его уверенность в ней в более раннем возрасте (от рождения до в среднем 6 месяцев). Чем больше базовое доверие к миру, тем легче осваиваются отлучки.

О чем это мы? О том, что до возраста 6 месяцев ребенок не готов к тому, чтобы «терять» маму из виду, тем более надолго. Это связано и с тем, что мама – своеобразный ориентир в «ином мире»=в мире вне утробы, а без нее ребенок не чувствует себя с безопасности. И с тем, что секунда, что минута, что час в представлении такого ребенка – это вечность. Укажем также на то, что по исследованиям современных ученых ребенок до шести месяцев не способен успокоить себя сам. Эта особенность связана с тем, что процесс торможения его нервной системы еще не достаточно зрел. Нервная система может возбудиться, а успокоиться самостоятельно - нет, она может у ребенка без помощи мамы только истощиться. Это выражается в том, что ребенок устает и затихает, но это совсем не значит, что ему стало хорошо, и что он окончательно успокоился. Обычно у него больше просто нет сил кричать. Внутри же, как правило, у него возникает состояние отчаяния. Ощущение того, что кричать и звать бесполезно, обычно приводит к тому, что у ребенка не происходит формирование так называемого базового доверия к миру.

Базовое доверие – это безусловное ощущение того, что есть место в этом мире, в котором человека принимают и любят, восприятие окружающего мира в целом как доброжелательного.

Чем младше возраст ребенка, тем глубже в нем запечатлевается все, что он видит вокруг. До трех лет ребенок очень сильно, почти неразрывно, связан со своей матерью. И наиглавнейшей задачей этого возраста является запечатление любви.  Мама, окружающий мир и сам ребенок снаружи и внутри в сознании ребенка – это одно большое «Я».

Если мир=мама откликается и отвечает на просьбы ребенка, то малыш растет и развивается с внутренней уверенностью, что мир безопасен и дружелюбен, ему можно доверять. А раз можно доверять миру, то значит можно доверять и себе, то есть уметь слышать свои чувства, потребности, желания, быть самостоятельным и, как следствие, счастливым.

Собственно поэтому очень важно учитывать возраст ребенка, чтобы понимать, когда он готов к тому, чтобы ситуация вокруг него начала меняться.

В возрасте 8-9 месяцев, как правило, есть все условия для того, чтобы осваивать новый для себя опыт – проводить время без мамы.  При нормальном развитии ребенок готов у этому и физиологически: уже введен прикорм, и если мама задержалась в дороге, ребенок уже не останется голодным, - и психологически: скачок в укреплении нервной системы и развития головного мозга – держит большую психологическую нагрузку. Ребенок в этом возрасте уже имеет опыт  первичного самостоятельного отделения от матери (уже пополз) и понимает, что его желания могут не совпадать с желаниями другого человека. Кроме этого, 8-9 месяцев – это возраст расширения границ ребенка, в том числе активного освоения доступного пространства (до всего доползу сам), готовность к выстраиванию отношений в паре с кем-то кроме мамы.

Что дают отлучки мамы из дома для ребенка

  • Расширение собственных границ: «О! А я, оказывается, и так могу».
  • Расширение навыков: то, чему научит папа, бабушка, дедушка не всегда получится у мамы или вообще придет ей в голову.
  • Укрепление доверия к матери и удержание связи на расстоянии, сохранение базового доверия к миру: мама никуда не денется, она всегда возвращается, она надежна. В будущем – другие тоже могут быть надежны, я могу доверять.
  • Опыт выстраивания отношений с другим человеком – кем-то другим, кроме мамы. Ранняя социализация.

Социализация – это также один из важных этапов отделения от матери . Начиная с 9-и месяцев и до 3-х лет он учится действовать в группе, для того чтобы к 3 годам в эту группу перейти.

Более ранний переход невозможен, так как ребенок еще не знает, по каким законам эта группа живет. Задача ребенка простая - учиться действовать в группе, сначала с пассивным участием мамы, а то позднее уже и без нее. Ребенок сначала вырабатывает отношения со  всеми членами семьи и определяется с ролями. И это очень хорошо видно на примере того, как по-разному выстраиваются его отношения с каждым из них: с мамой ребенок ведет себя определенным образом, а, например, с бабушкой – совершенно по-другому.

Интересно, что до 3 лет у детей нет потребности общаться (=выстраивать взаимоотношения) с детьми своего возраста. Поэтому в их играх, как правило, обязательно должен присутствовать третий=взрослый. Они воспринимают друг друга как объекты для своего изучения, новые игрушки, которые интересно потрогать, а иногда и «разобрать» (= поковырять, подергать), чтобы посмотреть, как это работает. А вот старшие дети вызывают у них неподдельный интерес, особенно тем, что у них можно чему-нибудь научиться.

  • Продолжение формирования понятия времени и его длительности: например, от «мама придет, когда вы погуляете, покушаете и ляжете спать» к «мама придет после твоего сна» и так далее.
  • Стимуляция/поддержание пищевого интереса: в отсутствие мамы кушать хочется, однако. Да и за компанию с кем-то это  интереснее.
  • Выработка новых способов общения, отличных от сосания груди.

Как понять, готов ли ребенок к отлучкам мамы

Для оценки специалистами чаще всего используется тест, названный «Незнакомая ситуация» («парадигма привязанности»), разработанный Мэри Эйнсворт (Ainsworth M., 1969). Сам  тест напоминает собой мини-спектакль. Целью теста является оценить качество привязанности мать—ребенок.

Для его проведения используется незнакомая игровая комната со множеством игрушек, действующие лица в ситуации -  мать, ее ребенок (в тесте изначально годовалого возраста) и незнакомец. При эксперименте мама дважды выходит из комнаты на 3 минуты. В первый раз оставляя ребенка с незнакомцем, во второй раз - совсем одного. Важными для теста является реакция ребенка на уход и возвращение матери.

По результатам теста были выделены три группы детей.

  • "надежно привязанные" - дети, которые достаточно спокойно воспринимали уход матери, вступали в общение с незнакомцем и занимались исследованием нового помещения. Позднее они радовались возвращению матери и тянулись к ней.
  • "индифферентные, ненадежно привязанные" - дети, которые не протестовали против ухода мамы и продолжали играть, не обращая внимания и на ее возвращение.
  • "аффективные, ненадежно привязанные" - дети, которых очень сильно огорчал уход матери. А когда мама возвращалась, с одной стороны очень стремились к ней, цеплялись за нее, но тут же сердились на нее и  отталкивали.

Дальнейшие исследования доказали, что тип привязанности ребенка влияет на дальнейшее личностное и психическое развитие ребенка. Надежная привязанность является наиболее благоприятной для развития ребенка.

Дети с ненадежной привязанностью часто более зависимы, , их поведение противоречиво и неустойчиво по сравнению с детьми с надежной привязанностью, они требуют больше внимания со стороны взрослых.

Правила организации отлучек

  • маме важно правильно оценить  необходимость отлучки: действительно ли причина является весомой. Этот и следующий пункты особенно важны для ребенка до полугода.
  • маме важно понимать, что вся ответственность за последствия этой отлучки целиком и полностью ложится на нее. Готова ли мама заплатить за отлучку эту цену.
  • обязательно сообщить ребенку о своем грядущем отсутствии. Причем важно акцентировать внимание на том, что мама обязательно вернется.

Чем чаще и детальнее будете рассказывать о том, как это будет происходить и что будет с ребенком в ваше отсутствие, тем легче будет ребенку. Это связано с тем, что при неоднократном проговаривании в голове ребенка происходит как бы проигрывание ситуации. И когда он попадает в нее, то это с ним уже как бы было, и поэтому не пугает.

Желательно, чтобы мама при разговоре с ребенком «излучала» уверенность в том, что это неизбежно будет и будет обыденным образом, а не как что-то исключительное, волнующее и с непредсказуемым финалом. Потому как тревога и сверхповышенное внимание к теме ребенок чувствует и перенимает практически мгновенно. Поэтому часто важно иметь в запасе аргументы, для того, чтобы объяснить, почему все будет не так, как, возможно, хотелось бы ребенку.

  • Очень важно правильно объяснить ребенку время своего отсутствия, то есть в понятных ребенку представлениях о времени. Например, «мама придет, когда вы погуляете, покушаете и ляжете спать».
  • Важно быть последовательным и всегда держать слово, данное ребенку. Весомые причины опоздания с точки зрения взрослых людей не понятны детям.
  • Очень важную роль играет личность человека, оставшегося вместо мамы. Чем больше этот человек знаком ребенку, чем он роднее, чем больше у него опыта общения с ребенком, тем лучше он сможет заменить маму на время ее отсутствия. Тем лучше  у него получиться успокоить ребенка и сделать его жизнь без мамы менее травмирующей. Важно также, чтобы мама доверяла этому человеку. Тогда она не будет нервничать, создавая дополнительное беспокойство себя и, как следствие, для ребенка.
  • Начинать необходимо с малого, двигаясь дальше шаг за шагом, с учетом реакции вашего ребенка.

Этапы организации отлучек

  1. С возраста от 6 до 8-9 месяцев мама привлекает помощницу, которая входит в дом, сначала какое-то время (около двух недель) просто находится рядом, может помогать маме с домашними делами. Это важно также для того, чтобы помощник увидел и освоил основные способы маминого ухода за ребенком с тем, чтобы позже иметь возможность повторить их в мамино отсутствие. Например, важный ритуал подготовки ко сну или что-то еще.
  2. Когда ребенок освоился с этим человеком, мама начинает потихоньку оставлять их вдвоем в комнате, ненадолго ее покидая. Например, занимаясь делами на кухне или в других помещениях квартиры. Затем следуют краткосрочные выходы из квартиры, например, за почтой.
  3. Следующий этап: мама выходит из квартиры на период активного бодрствования ребенка ненадолго (полчаса-минут сорок) и недалеко, чтобы вернуться быстро в случае необходимости. При этом желательно, чтобы  мама сама занята это время каким-нибудь важным или интересным для нее делом, а не думала все время о том, что «там» без нее и «как». Если это этап успешно освоен, то можно удлинять выходы на весь период бодрствования. Важная цель этих выходов в том числе – формирование у ребенка безусловной уверенности в том, что куда бы мама не уходила, она всегда возвращается! Причем все происходит так, как она про это говорит. Можно помочь и себе, и тому, кто остается, составив предварительно план действий на бумаге: список дел, которые последовательно можно или нужно выполнить с малышом. Пусть не все его пункты будут обязательными к исполнению, но такой список очень важен особенно для тревожных пап – когда нужно делать что-то конкретное, некогда тратить время на переживания и тревоги типа «а вдруг я не справлюсь», ведь все уже предопределено, и необходимо делать вполне конкретные вещи.
  4. С 9-10 месяцев маме можно уже задержаться и до периода засыпания на дневной сон, с тем, чтобы няня уложила ребенка. Мама уходит после первого просыпания и «опаздывает» к следующему привычному времени укладывания. Здесь няне помогут освоенные ранее способы успокоения ребенка на сон. Это может быть некий специальный ритуал, возможно, кого-то придется покачать на ручках, с кем-то нужно будет полежать рядышком, кому-то спеть песенку или почитать сказку. Какое-то время понадобится на выработку своего собственного ритуала засыпания в паре «няня-ребенок». На первоначальном этапе в любом случае расслабление и засыпание ребенку значительно облегчают элементы заботы «как мама». Когда ребенок засыпает, няня сообщает маме, с тем, чтобы мама оказалась дома к первому просыпанию ребенка. Это важно также потому, что в сон ребенка разделяет день ребенка на несколько дней. То есть ребенок поспал и проснулся в его представлении «уже завтра». И он в столь малом возрасте не всегда в состоянии помнить, что было «вчера»=накануне засыпания. Да и что-то объяснить полусонному ребенку – бесполезное занятие, так как он не ориентируется ни во времени, ни в пространстве. Поэтому очень важно, чтобы когда малыш «полупроснулся» в дневном сне, мама оказалась рядом. На освоение этого этапа может потребоваться от 2 до 4 недель.
  5. Если все прошло успешно, то мама может приходить после пробуждения ребенка от дневного сна. Важным в этом этапе является то, что ребенок на грудном вскармливании как только увидит маму, сразу может просить приложиться к груди. Поэтому либо мама уже готовой  к этому входит в квартиру, либо няня отвлекает ребенка в комнате, пока мама  приготовится к встрече (переоденется, вымоет руки).

Как правило, если все эти этапы последовательны и проходят гармонично, то мама к году может без проблем уходить из дома на целый день: на работу или по делам.

Чем старше ребенок, тем быстрее и мягче проходят у него этапы освоения отлучек. Последовательность этапов в целом сохраняется.

Для отлучек важно поддерживать регулярность. Так рекомендуется, чтобы отлучки, после их введения, были не реже, чем 2 раза в неделю и не менее, чем по 4 часа каждая.

Это связано также с тем, что в разном возрасте ребенку требуется разное время как для привыкания, так и для запоминания каких-то вещей. Если мама уходит из дома 1 раз в 2 недели, то годовалому ребенку это будет равноценно чему-то новому, а для двухлетнего пройдет более безболезненно. Но для обоих случаев все равно важным будет то, что человек, с которым они остаются, им хорошо знаком.

Ребенка до двух лет лучше оставлять дома в родной знакомой с детства обстановке. Ребенка старше двух лет можно оставлять как дома, так и на территории няни, при условии, что это место ему знакомо, он там хорошо себя чувствует.

Напомним, что в любом возрасте и в каждом индивидуальном случае рекомендации могут немного отличаться. Предложенный нами алгоритм позволяет организовать адаптацию ребенка и мамы к отлучкам максимально мягко.

Отлучки - это важно и для мамы

Очень большое заблуждение мамы в том, что она переживает только за ребенка в отлучке, обычно руководствуясь страхом «а как он без меня? Он же такой маленький и несамостоятельный. А вдруг…». Как показывает практика, за этим стоит очень сильная эмоциональная привязанность (и это нормально) и наработанная привычка, ставшая образом жизни мамы. И мгновенный отказ матери от этой зависимости от ребенка очень болезненный. Отсюда и такие тяжелые переживания мамы в разлуке, возникающее глубокое чувство вины перед ребенком, и внутренняя обида на то, что «ему было хорошо» с кем-то другим и он «почти не переживал».  Поэтому отлучки – это мягкий способ возвращения самостоятельности для мамы, постепенное ее отделение от ребенка.

Что получает мама при отлучках:

  • Постепенное отвыкание от ребенка (имеется ввиду от постоянной тревоги за ребенка и тотальной жажде контроля за ним): не так то просто научиться выбрасывать из головы мысли о ребенке даже на 10 минут и не тревожится о нем все это время.
  • «Перестройка» лактации: постепенно увеличивается промежуток между прикладываниями к груди, грудь учится «терпеть», потихоньку переходя к этапу инволюции и плавного завершения лактации.
  • Источник энергетической подзарядки – так соскучиться успеваешь за первые полчаса в самом начале отлучек, что потом любишь всех с утроенной силой: и ребенка, и папу, и свою квартиру, и всех родственников.

Очень хорошо подобную ситуацию восстановления, на мой взгляд, описывает «широко известный в узких кругах» анекдот:

Жила была одна замечательная многодетная семья с 10 детьми, в которой была не менее замечательная НАСТОЯЩАЯ мама. Она никогда не сердилась на своих детей, у нее всегда хватало сил и времени выслушать каждого из них, каждого похвалить и подбодрить… Но во время своих походов на рынок она раз в неделю покупала немного самого лучшего и дорогого чая и не менее дорггих и самых вкусных конфет. И после этого, приходя домой запиралась одна на кухне, где с наслаждением в течение двух часов в одиночестве пила этот самый чай и ела эти самые конфеты. И когда дети в беспокойстве стучались к ней в дверь с вопросом: «мама, а что ты там делаешь», - неизменно отвечала: «Тихо дети, я делаю вам хорошую маму». J

  • Возможность сделать какие-то дела для семьи, дома, себя.

А что, если не с кем оставить малыша?

Варианты и в этом случае найдутся!

Возможно, что вы сможете сделать это с чуть более старшего возраста. Возможно папа и бабушка будут чередоваться по 1 разу в неделю каждый. Возможно ваша подруга будет готова выручать вас вермя от вермени. Возможно вы наймете няню…

И не забывайте, что вокруг вас тоже есть мамы, которые находятся в подобной ситуации. Ищите их! И вы сможете, познакомившись и научившись доверять друг другу, сидеть с детками по очереди.

Весь этот опыт очень пригодится малышу, поможет ему понять, что мир вокруг ребенка многовариантен, и у ребенка есть силы и чтобы справиться с разными ситуациями.

Любовь матери, ее надежность, поддержка близких ребенку людей и последовательность и предопределенность событий в жизни малыша помогут пережить расставание с мамой с минимумом негатива и без последствий, а также укрепить и гармонизировать связь ребенка с родителями.

Любовь Кузьмина,
консультант по грудному вскармливанию, психолог

Баннер

OzzziyaDesign®: слинги и аксессуары. Продажа оптом и в розницу. Консультации. Молочная линия 981-60-06. Консультации по грудному вскармливанию, вызов консультанта. Журнал Территория Материнства: для активных и позитивных мам Мамин фотоальбом: лучшие моменты вашей жизни

Авторизация

Будь в курсе!

15.09.2016 г.

РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ на НЕДЕЛЮ
(еженедельные групповые КЛАССЫ КУНДАЛИНИ-ЙОГИ

с Savitri Atma Kaur (Любовью Кузьминой) )


Подробнее...
06.10.2015 г.

УРА!УРА!!!

Долгожданное! Пополнение палитры любимейших слингов OzzziyaDesign®!!

Запатентованные российские слинги, до сих пор не имеющие аналогов в своем классе по удобству. Конкурирующие с ткаными слингами с кольцами по функциональности и грузоподьемности!

Слинги с кольцами OzzziyaDesign - это:


Подробнее...
01.10.2015 г.

Подарочный сертификат Территория материнства

ЛУЧШИЙ ПОДАРОК - ЛЕГКО!

ПОДАРОЧНЫЙ СЕРТИФИКАТ на любую сумму!


Подробнее...
Пред. След.

Это интересно!

Фриология - это проект для тех, кто хочет научиться популярным веб-профессиям и узнать более подробно об удаленном сотрудничестве, не выходя из дома!

Первый вебинар "Весна фриланса" совместно с Территорией материнства на нашем сайте: Смотреть сейчас

Опрос

Каким слингом вы пользуетесь?